... Однозначно сказать, каким образом в Средиземье зародилась и существует относительно общая вера, очень сложно. Возможно, единственным разумным объяснением этому служит то, что Средиземье заселялось с Запада, где на тот момент были четко сформированы религиозные взгляды, которые в Срединных Землях окончательно закрепились.
Прежде всего, мифы о сотворении мира у всех народов одинаковые. Творцы представлены вольными стихиями-демонами, для каждого народа имеющими свою, близкую к ним форму. Имена демонов - Пламень, Мокошь, Вихрь и Твердь - общие для всех. Согласно легендам, во времена, когда земля была молода, кроме демонов и не жил на ней никто, ничего не росло, не было никаких законов природы, «и реки текли вверх, и огнем прорастала земля, и тишина кричала...». К порядку всех призвала Жизнь или Матерь, пройдя по земле и собрав под свое начало и покровительство разрозненные стихии; породила Весеннего Сына, первого смертного. Весенний Сын - фигура общая опять же для всех народов, вечно юное существо, наивное и мудрое одновременно. Не является всеобщим прародителем. Когда же прошло много времени, и Весенний Сын пришел к Матери и сказал, что устал быть, она оглянулась во тьму и позвала мужа своего, Смерть или Бледноликого, который забрал с собой Весеннего Сына.
Сам же Бледноликий и Матерь прошли по земле, одаряя её плодами любви своей - всем живым. Согласно легендам, в первый день года Жизнь и Смерть вновь встречаются, дабы обменяться живыми и мертвыми. Таким образом, согласно здешней религии, умершая душа в начале года вновь вернется к Матери, дабы та подарила её новорожденному. С этим так же связан внешний облик её и Бледноликого. Бледноликий, представленный как мужское начало не имеет лица, лишь бледную кость и зубастую пасть, в которую он затягивает мертвые души. Брюхо его худо и бездонно, а шкура черна, словно тьма, из которой он пришел. Матерь же бела и прекрасна, как первый свет, что видит новорожденный, лишь алые круги вкруг её ясных глаз. Как женское начало, Жизнь имеет форму существа на крайних сроках беременности. Так же, считается, что встреча происходит на земле, но никто из смертных не может ей помешать, ибо стерегут их демоны, готовые убить любого, кто попытается им помешать. С этим и связано суеверие (лучше сказать, обычай), в первый день года выходить в открытые луга, где точно не решит уединиться дарующая жизни пара.
С тех пор, как Матерь пришла на землю, демоны больше на ней вчетвером не бывают. Каждый год, вместе с Матерью и Бледноликим на землю приходит новый демон, а старый возвращается во тьму. Согласно циклу первым следует Огонь, далее Земля, Вода и Воздух. Присутствие того или иного демона может различно влиять на жизнь смертных. Если во тьме демон был счастлив и доволен, то и на земле он будет спокоен и не станет буйствовать, а то и проявит себя с лучшей стороны, послав теплую зиму и урожайную осень. Если же во тьме демон был разозлен, на землю он вернется диким зверем, принеся разрушения, болезни и полный хаос. Обычаи по задабриванию демонов не слишком приняты, так подкупить земных творцов почти невозможно. Пламень – единственный из всех демонов имеет пол - мужское начало, по легендам иногда дает смертным сыновей, чьи дела изменят многие судьбы и почти повернут мир.
Помимо смертных Средиземье якобы населяет не менее мифическая, чем все вышеуказанные, несмерть. У каждого народа несмерть своя, но рассмотрим её с точки зрения лошадиного народа.
Лешаки и Лешачки - некогда будучи живыми, они были жеребятами, которые заблудились в лесу и умерли от голода или убиты дикими зверьми. Святой долг каждого из них - запутать в чаще и вывести к волкам как можно больше живых. Они будут звать за собой, плакать в чаще, пугать и завлекать одинокого путника, пока не уведут его от спасительной тропы, а дальше сгинут. Как правило, плоть у них есть, однако масть они имеют зеленую и даже вроде бы обрастают цветами. Убить их нельзя, прогнать из чащи - тоже. Иногда, правда, они выходят из лесов и становятся смертными, конечно, если сумеют победить смертную тоску и обиду на живых, которая в свою пору отпугнула от них Бледноликого, пришедшего за их душами.
Водяницы и Водяники - духи утонувших или утопленных. Как правило, так же получаются из жеребят. Завлекают в теплое время года противоположный пол - водяные духи красивы, лишь синяя или зеленовато-голубая грива выдает их истинное происхождение. Впрочем, затуманенный разум очарованного редко способен воспринять этот факт. Обычно печальный конец их предрешен - водный дух заманит свою жертву к омуту, где ей суждено утонуть. Очень редко водяницы подпускают к себе смертных, и плод их союза через некоторое время найдет своего отца. Как правило, дети водяниц долго живут, медленно стареют и в довесок к прекрасной внешности имеют мерзкий характер.
Болотные огни – не рожденные жеребята, умершие в утробе. Полупрозрачны, лишь глаза горят желтым огнем. За этими огнями и следует путник, заплутавший в болоте - как правило, прямо в трясину. Прозвище Болотный Огонек так же носит сейчас в Средиземье некто Парфоломей, состоящий из плоти и крови, но в болотах ощущающий себя как дома. Болотные огоньки исчезают с наступлением рассвета, безобидны, если за ними не следовать.
Ундины - дети моря. Море не переплыть, море ежегодно собирает свою дань. Утонувшие станут лишь бледными призраками, заметными в утренней дымке, и их тихие голоса порой слышны в морском шуме.
Берегини - духи-защитники, помощники Матери. Кем были они при жизни - загадка, однако, ныне любая берегиня очень многое сделает, дабы защитить одинокое дитя от опасности. Эти духи живут у берегов рек, на водопоях, в лощинах и рощах. Там, куда попадает солнечный свет, всегда будет берегиня.
Шайтаны - духи пустынь и степей. Это худые, патлатые создания, чей бег опережает ветер. Шайтаны вызывают песчаные бури. Если смертный встретит шайтана, тот потребует, дабы смертный отдал ему свою жену. Если смертный согласиться, то вскоре родится невиданной злобы и страсти жеребчик, который непременно вырастет разбойником. Если же нет - шайтан призовет бурю, и та погубит смертного.
Таким образом, можно прийти к мысли, что потусторонние силы буквально пронизывают Средиземье. Однако, едва ли это так. Хотя, кто знает?..
Кроме фольклорных, в Средиземье насчитывается немало смертных героев, начиная от Весеннего Сына, о котором уже говорилось ранее. Второй по значимости является Старая Кляча. Когда-то давно эта кобыла была одной из основательниц Союза Одиночек, прославленная своим умением рассказывать истории так, будто бы все они случились с ней. Можно сказать, её образ стал нарицательным, образ идеального сказителя, проживающего жизни своих героев. Далее знаменитый путешественник Сивый Мерин. Лишенный возможности завести семью, он посвятил свою жизнь скитаниям, найдя в мире очень много нового и интересного. Так же нарицательный образ.
Атеизм в Средиземье так же вероятен, как глубокая вера во все вышеперечисленное. Однако встречается куда реже, чаще среди недавно попавших в этот мир и Средиземье в частности. Очень сложно не верить в потустороннее в столь волшебном месте.